Личный сайт Александра Купчика

fritz_перлз
«Фриц, ты предал Гештальт!» — сказал Пол Гудман в своей надгробной речи на похоронах Перлза. Гудман — один из идеологов и основателей гештальт-терапии. Его литературный талант во многом обеспечил популярность нового направления в психотерапии.
Кто такой Фриц, почему он предал гештальт и причем здесь деньги в заголовке статьи?

Речь идет Фридрихе Перлзе, одной из самых примечательных и неоднозначных личностей в истории психологии. Родился он в 1863 году в Берлине в мелкобуржуазной еврейской семье. Его отец, коммивояжер, мало заботился воспитанием своего сына, зато мать часто дубасила его палкой. Все это привело к тому, что Фриц в 13 лет бросил гимназию, что говорит о его буйном, но сильном характере. Позже он закончил университет Берлина, воевал, был отравлен газами. Потом работал у известного Курта Гольдштейна, где проникся идеями гештальт-психологии (не путать с гештальт-психотерапией). Речь идет о целостном восприятии зрительных образов психикой человека. В дальнейшем Перлз использовал такой подход ко всему человеческому существованию. В нем человек рассматривается как нечто целостное, большее, чем просто арифметическая сумма всех его составляющих. Невозможно вычленить и исследовать какую-либо одну часть без учета влияния всех остальных. Параллельно Фридрих увлекается психоанализом и его личный анализ проводят такие звезды первой величины, как Карен Хорни и Вильгельм Райх. От последнего он перенял внимание к телесности. Идеи Райха о мышечном панцире и взаимосвязи мышечных зажимов с характером производят на него сильное впечатление. Интересная, насыщенная учебой и практической работой жизнь, прерывается вынужденной эмиграцией в Голландию после прихода Гитлера к власти. Здесь он ведет полуголодную жизнь, пока в 1934 году не принимает приглашение переехать в далекую Южную Африку. Его коллеги, которые сомневались и не поехали, позже были схвачены нацистами. Здесь Перлз быстро стал богатым и респектабельным – собственный особняк, создание Южноафриканского института психоанализа. Но его будоражат и не дают покоя идеи о развитии теории психоанализа. Ему тесно в ее рамках. На собственном самолете он прилетает в 1936 году в Прагу на психоаналитический конгресс, чтобы встретиться с Фрейдом и провести с ним дискуссию. Но живой классик высокомерно повел себя с ним и раздосадованный Перлз замышляет и позже издает книгу «Эго, голод и агрессия» с подзаголовком «Ревизия теории и метода Фрейда». В ней он выдвигает ряд новаторских идей, например, что в основе неврозов лежит не только сексуальный инстинкт, но и другие, не менее важные, например, инстинкт голода.
В 1946 году Перлз предпринимает очередную авантюру – оставляет дом, работу и семью в Южной Африке, а сам перебирается в Нью-Йорк. Здесь он собирает группу единомышленников и вместе с ними создает институт гештальт-терапии, Затем его жизнь не раз еще будет резко меняться – он познает безвестность и славу, нищету и благосостояние, любовь и одиночество, жизнь нараспашку и затворничество, пренебрежение и почитание. Его жизнь годится для десятка первоклассных сценариев голливудских фильмов, что, думаю, еще впереди.

Так все-таки, причем здесь деньги, спросит пытливый читатель, дочитавший до этих строк? А вот причем! Деньги играют важную роль в жизни человека и в его отношениях с окружающим миром. Но отнюдь не вседовлеющую. Весь вопрос в том, для чего они нужны. С помощью денег, например, можно с меньшими трудностями реализовать свои жизненные планы и удовлетворить интерес к творчеству. Плохо, когда денег недостаточно и кажется, что все проблемы существуют только из-за их недостатка. Тогда этот недостаток выходит из «фона» (множества других, менее существенных в данный момент проблем) и становится главной «фигурой», на которой фокусируется внимание человека. Здесь я оперирую терминами из теории гештальт-терапии, конкретнее — понятием «цикла опыта». Проходит цикл опыта следующим образом: вначале человек испытывает смутное беспокойство, затем осознает потребность, предпринимает необходимые усилия, достигает требуемой цели и пожинает плоды своих трудов. Цикл завершается, что позволяет перевести внимание на другие потребности. Однако, часто бывает, что на любой стадии этого процесса, из-за внутренних психологических проблем, на которых сейчас нет места и времени подробно останавливаться, нормальный ход событий нарушается либо тормозится. Тогда актуальность потребности, в данном примере в деньгах, не уменьшается, а все-время возобновляется, никак не заканчивается. Человек становится буквально зацикленным на своем желании.

На примере Перлза, неуемного творческого человека, я хотел показать, что один раз удовлетворив свою потребность в деньгах, он направил всю свою последующую энергию на другие потребности – в творчестве, успехе, признании, любви, общении. И это ему прекрасно удалось, что прекрасно иллюстрируют слова Гудмена над его могилой. Ведь Перлз отнюдь не принадлежал гештальтистской теории, как ее понимали прежние друзья-единомышленники, не был ее рабом или заложником, а один раз удовлетворив свою потребность, завершил данный Гештальт. И без раздумий пошел дальше, куда влекли его ненасытные, жадные к жизни влечения Эго, Голода и Агрессии.

Александр Купчик.

(Текст написан в ноябре 2008 г. по предложению журнала «Колесо Жизни» в их тематический номер «Деньги. Искусство привлечения». Редакцию интересовало, как было написано в письме, «отношение к деньгам в рамках моего подхода – гештальт-терапии, а также простые и действующие практики, ещё — яркие примеры из жизни реальных людей»).